Регистрация дачных строений

Постройки на дачных участках (2018 год)

Большинство строений, как на землях под индивидуальное жилищное строительство, так и на территории садоводческого некоммерческого товарищества, в обязательном порядке подлежат регистрации.

Регистрация строений на садовом участке регулируется Градостроительным кодексом (далее – ГрК РФ), федеральными законами № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» и № 93 от 30.06.2016 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее – Закон о дачной амнистии). Последний дает возможность зарегистрировать участок и строения на нем по упрощенной схеме.

Под дачную амнистию, согласно вышеуказанному закону, подпадают:

  • садовые и дачные домики;
  • жилые дома;
  • бани;
  • хозяйственные постройки;
  • гаражи;
  • иные объекты некапитального строительства (киоск, навес и т. п.)

Упрощенный порядок подразумевает, что не требуется предварительного разрешения местной администрации на возведение данных построек. И регистрация права собственности на них не является обязательной процедурой.

Что касается построек, относящихся к объектам капитального строительства, то они подлежат обязательной регистрации, и данные о них вносятся в Росреестр. К таким объектам относятся постройки, перемещение которых невозможно без причинения ущерба. Т. е. те, которые имеют фундамент. А также строения, площадь которых более 50 кв. метров:

  • жилой дом;
  • баня (только с фундаментом!).

Постройки, подлежащие обязательной регистрации:

  • гаражи;
  • хоз. постройки (например, сарай);
  • бани без фундамента;
  • киоски, навесы;
  • временные постройки и другие объекты некапитального строительства.

Если на садовом участке построено здание без разрешения органов местного самоуправления, то оно считается незаконной (самовольной) постройкой (п.1 ст.222 ГК РФ). Проводить какие-либо сделки (продать, подарить и т. д.) с незаконными постройками на земельном участке законом запрещено, поскольку право собственности не будет установлено. Это можно сделать только через суд, при условии, что строительство такого объекта было выполнено с соблюдением всех градостроительных норм.

ФЗ № 66 от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в статье 1 дает определение садовому и дачному земельным участкам.

  • Садовый земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений, и сооружений).
  • Дачный земельный участок предоставлен гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений, и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Как видим, различие состоит в том, что садовый участок предназначен, в первую очередь, для ведения садоводства и огородничества, а дачный – для отдыха.

Необходимые документы для оформления регистрации строений

Ранее, чтобы оформить право собственности построек на садовом участке, нужна была только декларация о недвижимости. Сейчас список документов значительно изменился:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на землю;
  • технический план;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • разрешение на строительство (не всегда!).

Последний документ нужен только для строений, относящихся к объектам капитального строительства.

1.Для оформления строений на садовом участке необходимо сначала подтвердить право собственности на землю в СНТ. Подтверждением могут служить договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве собственности и др.

Также необходимо подготовить план участка. Это может сделать только кадастровый инженер. Технический план предоставляется обычно на электронном носителе заверенный электронной подписью инженера.

Если строение нуждается в получении разрешения, то для этого необходимо обратиться в органы местного самоуправления либо узаконить постройку через суд.

2. Регистрация построек требует обязательной оплаты госпошлины. Ее стоимость устанавливается Налоговым кодексом в ст. 333.33 и равна 350 р.

3. После рассмотрения заявления и документов принимается решение о регистрации построек. Заявитель должен получить письменный ответ, после чего можно получить выписку из ЕГРН. Эта выписка и будет подтверждением установленного права собственности на строения.

Данная процедура не бесплатна. Помимо налога, необходимо оплатить услуги кадастрового инженера. Стоимость в каждом регионе различна. В среднем она составляет не более 10000 р.

4.Зарегистрировав дом на садовом участке, нужно присвоить ему адрес. Инициатором может быть как собственник, так и администрация. Чтобы получить адрес, собственнику нужно написать соответствующее заявление в органы местного самоуправления. Далее решение принимается уполномоченным сотрудником.

Для присвоения адреса по заявлению собственника необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы на участок и строения.

Подготовив все документы, можно подать их в администрацию, на территории которой расположен участок. В течение 3 недель заявитель получает постановление о присвоении адреса.

Получив постановление, необходимо внести изменения в ЕГРН. Для этого нужно подать заявление с постановлением через МФЦ или непосредственно в Росреестр. А спустя месяц можно получить свидетельство на дом с присвоенным адресом. После присвоения адреса можно оформить прописку в доме на садовом участке.

Порядок действий для оформления прописки

1.Чтобы прописаться в доме, нужно получить заключение суда или разрешение администрации.

2. Получив разрешение, можно заполнить бланк заявления и подать следующий пакет документов в федеральную миграционную службу:

  • паспорт заявителя;
  • документы на участок и дом;
  • разрешение;
  • домовая книга.

3. Забрать документы. Как правило, прописка осуществляется в течение 3 дней. После принятия решения в паспорте появится отметка (штамп с адресом).